Наталья Дмитриевна
написал(а) 11 февраля, 2024
в
4:17 дп
Дочери почти 6 лет. При рисовании неправильно держит карандаш, сколько поправляла ее, безуспешно. Жалуется, что ей неудобно. Переживаю, что с в связи с этим будут проблемы с почерком, да и рисованием тоже. Посоветуйте, что делать? Переучивать или отстать от ребенка?
Ответ от администратора: admin
Уважаемая,Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос. Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным. Большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец. Средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу.
Распознать неправильный навык письма помогут следующие детали:
• Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
• Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
• Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
• Кисть жестко фиксирована.
• Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
• Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Исследования показали, в результате неправильного использования пишущего инструмента в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится почерк. Неправильная манера письма может даже способствовать возникновению такого серьезного заболевания, как писчий спазм.
Поэтому не стоит позволять ребенку писать так, как ему «удобно» и уж тем более не стоит рассчитывать на самоконтроль ребенка, особенно в начале обучения письму!
Если уж это случилось, предлагаем несколько приемов для исправления неправильного навыка письма:
• На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
• Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
• Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
• Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка?
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
• Резать ножницами.
• Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
• Делать пальчиковую гимнастику.
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
• Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).